Речевая экология


 Ошибки в современных эстрадных песнях.

Умарова Мафтуна, 7б класс

    К.Паустовский  писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»  Какой же блеск  излучают слова в современных песнях?

    Я записала тексты эстрадных песен, провела наблюдение над языком этих «творений». «Болезни» современного языка находят отражения в текстах современных песен .

«Междометизация» речи:

*Муси-муси, пуси-пуси,

Миленький мой!
               («Муси-пуси». Катя Лель)

*Мальчик хочет в Тамбов,

Ты знаешь чики-чики-чики-чики-та.

                («Мальчик хочет в Тамбов». М.Насыров)

*И в транзисторе пурга,

И с тобой снега, она!

И метель в моей постели,

Бла-бла-бла…

                (Роман Билык. «Снегопад». Группа «Звери»)

*Я буду вместо, вместо неё…

Твоя невеста честно – честная Ё!

                (М.Фадеев. «Невеста». Группа «Глюкоза»)

* Коза - ностра, глюкоза -  ностра,

Коза - ностра, глюкоза -  ностра.

                 («Глюкоза  - ностра». Группа «Глюкоза»)

Быкова Арина, 7б класс

Современные песни буквально наводнены словами, лишенными смысла, междометиями и звукоподражаниями. Обилие междометий как одного  из основных признаков речи современной эстрады ведет к разрушению текста как смыслового и эстетического целого. А ведь междометие  (междометия – это слова, выражающие чувства, настроения и побуждения) является  средством выразительности речи:

               Ах ты, степь моя, степь привольная.

                                                             (А. Кольцов)

               Ой, рябина кудрявая,

               Белые цветы,

               Ой, рябина, рябинушка,

               Что взгрустнула ты?

                                            ( М.Пилипенко. «Уральская рябинушка»)

Неоправданные повторы

*Я помню, как-то проходил, как-то проходил, как-то проходил,

И мелкий дождик моросил, дождик моросил, дождик моросил.

                                                   («Возле дома твоего». Серёга)

*Я сошла с ума, я сошла с ума,

Мне нужна она, мне нужна она, мне нужна она!

                                                  («Я сошла с ума». Группа «Тату»)

*Я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла.

                                               (Андрей Данилко. «Пирожок». Верка Сердючка)

    В данных «произведениях» повторение слов, словосочетаний, предложений обозначает дублирование одного и того же понятия, смысла. В поэтическом же тексте лексический повтор является одним из средств выразительности. Повтор слова способствует эмоциональному воздействию на читателя. В качестве иллюстрации приведу отрывок из стихотворения-песни Б.Окуджавы:

                                Вы слышите: грохочет барабан.

                                Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

                                Уходит взвод в туман, туман, туман.

                                А прошлое ясней, ясней, ясней…

   Повтор в этом тексте передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы.

Соколенко Роман, 8а класс

     Современная эстрадная песня не отражает эстетической природы родного языка. Тексты песен свидетельствуют о нарушении таких качеств речи, как благозвучность и чистота, богатство и выразительность.

О безответной любви (в современной песне)

•«Девушка ушла,

я был с ней груб,

вылетел в трубу

многонедельный мой труд…»

А.С.Пушкин  «Я Вас любил…»

•Я Вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я Вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Бертулло Аркадий, 8а класс

Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. Однако ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна.  В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

 Ведушая рубрики Харитонова Анастасия Дмитриевна

 учитель русского языка и литературы

  Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Куприн А.И.

Мысли великих

 

Рассуждают дети