Доступная среда

В 2020-2021 учебном году в Школе обучается 39 учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), что составляет 5% от общего числа учащихся (752 учеников). Из них:

​В соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.03.2017 № 533  «Об итогах Конкурсного отбора образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, для создания опорных образовательных центров, обеспечивающих работу с детьми, имеющими особенности развития» ​Школа является опорным образовательным центром, обеспечивающим работу с детьми, имеющими особенности развития.

Модель Школы с интегративно-инклюзивным обучением предполагает создание новой образовательной среды, в которой сочетаются различные формы обучения:

  • обучение в специализированных классах для детей с ОВЗ;
  • совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ;
  • обучение на дому, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

По ​форме организации образовательной деятельности обучаются:

  • по адаптированным образовательным программам для слепых и слабовидящих учащихся - 7 учащихся;
  • по адаптированным образовательным программам для глухих и слабослышащих учащихся - 18 учащихся;
  • по адаптированным образовательным программам с индивидуальными учебными планами на дому - 2 учащихся;
  • по адаптированным образовательным программам инклюзивно - 12 учащийся.

Проект «Модель интегративно-инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы» отмечен грантом Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015 году

Для реализации права на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих учащихся) в Школе создана безбарьерная доступная среда, организовано материально-техническое, информационно-методическое, кадровое и организационно-педагогическое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.







​Оборудован отдельный кабинет для занятий с выделенными зонами:


  • учебная зона,
  • зона отдыха,
  • зона для хранения личных вещей (индивидуальные шкафчики) и учебного оборудования.

В кабинете оборудованы персональные аттестованные автоматизированные рабочие места,
подключенные к локальной сети Школы, к сети Интернет на скорости до 100 Мбит/с:

-​для учащихся

  • учебная мебель «ДЭМИ серия СУТ 14», регулируемая по росту;
  • мобильные персональные компьютеры, оснащенные необходимым для данной категории учащихся программным обеспечением: «JAWSforWindows», «Screen Reader»,
    синтезатором речи, клавиатурой Брайля;

-​для учителя

  • персональный компьютер, 
  • принтер, печатающий шрифтом Брайля (установлен в шумопоглощающий шкаф).

Имеются дополнительные ​специализированные технические средства обучения:

  • тифлотехническое портативное устройство для чтения Pearl
    (скан-камера со специальной программой распознавания и озвучивания текста), позволяющее преобразовывать визуальную информацию в звуковую;
  • тифлотехнические электронные книги с возможностью озвучивания
    текста с картой памяти, на которую загружены аудиокниги;
  • специальные тифлотехнические средства(колодка-шеститочие, грифель,
    прибор для письма по Брайлю 18-строчный, линейка, транспортир и др.).
​​Все учащиеся обеспечены тростями для ориентировки слепых 
в пространстве Школы и за ее пределами.

      Рядом с кабинетом оборудована комната личной гигиены с кнопкой вызова.

        


​Коридор оборудован поручнем.
​Оборудованы кабинеты специалистов:



  • кабинет педагога-психолога;
  • два кабинета учителя-логопеда;
  • кабинет педагога-дефектолога.



                         

                     


               


В кабинетах имеется необходимое оборудование, наглядные пособия, макеты, раздаточные материалы. Имеются цифровые образовательные ресурсы (далее - ЦОР), специализированное программное обеспечение.

      

      


Оборудована комната психологической разгрузки (сенсорная комната), в которой проводятся коррекционно-развивающие занятия.

     


Оборудован кабинет социально-бытовой ориентировки.

       



​Основные кабинеты и помещения
Школы обозначены табличками
Брайля. Лестничные марши оформлены
сигнальными лентами. Двери обозначены
сигнальными кругами.
      

 В рамках реализации проекта «Модель интеллектуальной инфраструктуры доступной среды образовательной организации на основе NFC-технологий»   основные кабинеты и помещения Школы обозначены NFC-метками, содержащими информацию о назначении кабинета, основными мероприятиями и другим.

     


В фойе Школы имеется светодиодное табло красного свечения «бегущая строка», с помощью которой передается актуальная информация о мероприятиях и событиях в Школе.


В рекреациях Школы оборудованы тематические зоны :


​​«Шахматы для всех» 
(напольная шахматная доска с напольными шахматами, 
индивидуальные наборы шахмат для слепых и слабовидящих учащихся, мобильные магнитные шахматные доски,
наборы шахмат с электронными часами)
​«Шоудаун» (настольный теннис для слепых)

Имеется актовый зал, в котором проходят мероприятия (концерты, творческие и интеллектуальные конкурсы, конференции и др.) в том числе с участием слепых и слабовидящих учащихся.

         

      


​Оборудован кабинет групповых занятий
и дистанционных технологий.


14.Имеется школьный историко-социальный музей, на базе которого реализуется программа дополнительного образования «Музейное дело» (приложение 17).

15.По месту жительства учащихся оборудованы рабочие места: персональный компьютер со специализированным программным обеспечением, клавиатурой Брайля, принтер с возможностью печатью шрифтом Брайля (приложение 18).

Информационно-методическое обеспечение.

100% слепых и слабовидящих учащихся обеспечены учебниками и учебными пособиями из перечня____________ в соответствии с их особенностями развития.

В процессе обучения слепых используются специальные учебники, созданные на основе учебников для учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом). Утвержденные___________??????

Имеются текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых учащихся со светоощущением и с остаточным зрением); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых учащихся.

Используются плоскопечатные учебники с увеличенным шрифтом (для слабовидящих учащихся) (приложение 19):

-тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;

-рельефные координатные плоскости;

-рельефные карты.

Имеются в наличии для каждого учащегося специализированные инструменты (приложение 20):

-принадлежности для рельефного черчения;

-брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели;

-тетради, сделанные из плотной (Брайлевской) бумаги;

-тетради для слабовидящих учащихся.